Андрей Гулидин, Т1 Иннотех: о трансформации российского ИТ-рынка
Два года назад отечественный рынок ИТ столкнулся с необходимостью импортозаместить корпоративное западное ПО. В короткие сроки российским вендорам удалось обеспечить бизнес достойными аналогами зарубежных продуктов и создать новые решения для ключевых секторов экономики.
Насколько высок на данный момент уровень цифровизации российского бизнеса?
В последние десятилетия многие сферы бизнеса в части внедрения ИТ-решений не только определяли развитие отечественной экономики, но и опережали общемировые темпы цифровизации. Несмотря на введение санкционных ограничений в отношении многих ИТ-компаний из России, эти процессы не просто продолжились, а ускорились. Так, по оценкам правительства, наша страна входит в тройку мировых лидеров в области ИТ. По числу генеративных моделей мы занимаем четвертое место, по объему вычислительных мощностей – десятое. И если среднегодовые темпы развития ИИ по миру составляют 18%, то в России – почти четверть.
Финансовая отрасль остается лидером по цифровизации и продолжает демонстрировать значительные достижения: за последние годы мы наблюдали развитие цифрового рубля и биометрии, внедрение генеративного ИИ и новых методов бесконтактной оплаты. Более того, финансово-кредитные организации ведут активную работу над суперприложениями и создают целые экосистемы продуктов. Все это позволяет банкам не только укреплять позиции на рынке, но и предлагать пользователям лучшие сервисы.
Каких успехов удалось достичь в решении задачи по импортозамещению?
Импортозамещение ИТ находится в активной фазе и уже приносит первые позитивные результаты. Доля отечественных продуктов на внутреннем рынке значительно выросла и даже превысила половину всего объема ПО. Единый реестр отечественного софта содержит более 20 тысяч продуктов от 7,5 тысяч российских ИТ-производителей – это говорит о том, что индустрия активно накапливает экспертизу.
Пока в сторону импортозамещения активнее всего движутся крупные компании: объекты КИИ, согласно прогнозам экспертов, завершат импортозамещение к 2025-2026 году – в соответствии с установленными законом сроками. В последние годы корпорациям удалось сформировать собственные ИТ-команды, способные разрабатывать конкурентоспособные продукты. Серьезным потенциалом сегодня обладают решения для промышленности: ПО для инженерного анализа, АСУ ТП, цифровые двойники, большие ERP-системы. В этом направлении уже ведется активная работа, и мы ожидаем, что с каждым годом ИТ будет играть все большую роль в модернизации реального сектора экономики.
В какую сторону движется импортозамещение сегодня?
Основные запросы бизнеса сейчас связаны с обеспечением бесшовной миграции на импортонезависимое ПО, надежной защиты данных и ИТ-систем, а также отказоустойчивости. При этом в фокусе компаний по-прежнему остается и повышение эффективности работы предприятий. Закрыть эту потребность помогает ПО для автоматизации операционных и бизнес-процессов – такие востребованные решения есть и в нашем портфеле.
В частности, сегодня организации уделяют все больше внимания качественному ресурсному менеджменту и управлению закупками. Наша SRM-платформа ЭНВА отвечает на основные запросы бизнеса в этом направлении: помогает автоматизировать процессы закупок и анализировать данные для оптимизации расходов. Кроме того, при текущей конъюнктуре компаниям, в том числе в финсекторе, важно следить за операционными рисками. А потому высок спрос на ПО для сравнения этих показателей с обобщенными данными по рынку. Отечественные решения – такие как ОРИКС – предоставляют возможность каждому участнику сравнить собственную статистику потерь от операционного риска с обобщенными показателями по всему банковскому и финансовому сектору или схожим банкам и компаниям. Нефинансовые риски и внутренний аудит – еще одна значимая сфера, контроль за которой важен большому числу организаций. Мы разработали платформу ОАЗИС, которая позволяет закрывать большую часть задач по управлению рисками. В частности, она координирует работу различных подразделений, упрощает сбор и анализ данных по ключевым показателям. Подобные решения помогают бизнесу организовать выверенный системный подход к управлению рисками, проверкам и аудиту, оптимизации управления.
Остались ли барьеры, которые отрасли еще необходимо преодолеть?
Многое предстоит сделать в области разработки узкоспециализированных решений, таких как автоматизированная банковская система. Однако, если в сегменте ПО мы уже видим первые достижения, то в части импортозамещения оборудования рынок ждет много работы, особенно в направлении микроэлектроники.
При этом каждая отрасль экономики имеет специфические сложности в области ИТ. В промышленности, например, ключевые системы до недавнего времени разрабатывались всего несколькими иностранными компаниями, и полностью заместить их за два года – серьезный вызов. Если говорить про финтех, здесь важно обеспечить непрерывность работы всех сервисов, а внутренние изменения должны быть незаметны для внешних пользователей. Это может представлять собой сложную техническую задачу при интеграции новых решений с уже действующими системами.
Остается открытым и вопрос нехватки ИТ-специалистов. В отечественной ИТ-отрасли задействовано около миллиона специалистов, но сегодня мы видим, что этого недостаточно. Чтобы решить кадровый вопрос, государство и бизнес предпринимают необходимые шаги: ИТ-направления уже стали одними из самых популярных среди абитуриентов российских вузов, а многие компании принимают участие в разработке образовательных программ и онлайн-курсов. Но даже в этих условиях российский ИТ-рынок растет на 7-8% ежегодно.
Как будет развиваться отрасль в ближайшем будущем?
Лидеры отрасли работают над созданием единой национальной ERP-платформы, которая позволит крупным предприятиям эффективно управлять ресурсами. Сегодня это один из важнейших вопросов, стоящих перед российской ИТ-индустрией.
Кроме того, отечественные ИТ-компании продолжают широко развивать и внедрять искусственный интеллект: занимаются разработкой моделей машинного обучения, как сервиса (MLaaS), прикладных решений и продуктов по автоматизации взаимодействия с клиентами, видео- и текстовой аналитики, а также оптимизацией бизнес-процессов с применением ИИ. Самые перспективные направления сегодня – это генеративный ИИ, машинное зрение, облачные вычисления, предиктивная аналитика и оптимизационные инструменты. При этом мы ожидаем, что продолжится демократизация технологий. Сфера использования генеративного ИИ уже достаточно широка: сегодня нейросети применяются не только в творческих задачах, но и на производстве. Например, на предприятиях нейросетевые помощники приносят пользу в задачах промышленного дизайна.
Мы внимательно следим за тенденциями в ИТ и уже реализовали ключевые ИБ-практики: обучение правилам безопасной разработки, управление требованиями ИБ и уязвимостями в решениях, моделирование угроз. Уверен, что их распространение станет акселератором развития ИТ-отрасли в России.