Практика импортозамещения в российских банках

Автор – Станислав Тульчинский, руководитель блока кредитного корпоративного бизнеса РСХБ-Интех.

Законодательные требования об импортозамещении в банках за прошедшие 10 лет трансформировались. В свете изменений на мировой арене многие ожидают возможных послаблений в требованиях к внедрению отечественных решений вместо зарубежных. Рассказываем об актуальной практике импортозамещения в российских банках.

«Гигиенический минимум» импортозамещения в российских банках был сделан три года назад: естественно банки ушли из западных облаков, отказались от безусловных обновлений уже используемых ИТ-систем.

В исследовании, проведенном CNews Analytics в декабре 2024 г., 56% опрошенных экспертов выразили уверенность, что в 2025 г. темпы замещения иностранных ИТ-решений не снизятся. Многие российские компании уже значительно инвестировали в замещение своей инфраструктуры, то есть уже сложились определенные рыночные механизмы и производственные цепочки, которые будут поддерживать дальнейшее движение в сторону импортозамещения.

С другой стороны, старые, не поддерживаемые производителями решения продолжают потихоньку отмирать. Например, производитель виртуализации VMware объявил, что 2 октября 2025 г. наступит завершение поддержки продукта vSphere версии 7.0. Именно ей сейчас пользуется большинство тех российских компаний. После этой даты не будет обновлений и патчей, в том числе по информационной безопасности.

Теоретический возврат на российский рынок иностранных вендоров после того, как они резко уходили, расторгая договоры с российскими клиентами в одностороннем порядке, будет точно не простым. Сотрудничать с ними же в будущем, кажется рискованным занятием.

Импортозамещение продолжается и будет продолжаться достаточно долго (5-7-10 лет, в зависимости от того, что импортозамещаем). Конечно, у российских компаний появился опыт, однако у представителей бизнеса остаются вызовы, которые еще предстоит преодолеть. В числе самых распространенных причин следующее:

  • Импортозамещение требует выделения ресурсов, изменения от которых не прослеживаются явно;
  • Импортозамещение меняет привычную отлаженную операционную жизнь на что-то новое, и как правило, нужно потратить время и усилия, чтобы к нему привыкнуть;
  • На выполнение ряда задач по импортозамещению прямо сейчас нет стимулов, а значит, можно и чуть подождать, пока другие набьют шишки.

По данным исследования компании Б1, 39% опрошенных банков в 2024 году считали, что не успеют выполнить требования о переводе объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на российское программное обеспечение в установленный срок (к 1 января 2025 года). При этом абсолютные расходы на импортозамещение ПО в 2024 году оставались умеренными – более половины (59%) опрошенных банков заложили в годовой бюджет менее 500 млн руб. Какие особенности импортозамещения можно отметить для российских банков сегодня?

  1. Нужна поддержка от бизнеса. Для импортозамещения необходима достаточно серьезная поддержка со стороны бизнеса. Нужен сильно вовлеченный внутренний заказчик, который понимает необходимость замещения и будет готов тебя поддерживать и морально, и финансово в этом процессе. Часто встречается мнение: раз нет четких дедлайнов, прописанных в законе, можно ещё подождать и не тратить внушительный объем средств прямо сейчас. А теперь представьте, что у вас в компании есть союзник, который понимает, что несопровождаемое или плохо сопровождаемое программное обеспечение со временем копит всё больше и больше рисков для бизнеса. Такие люди вам нужны. Для привлечения сторонников не достаточно приводить аргументы из области ИТ и импортозамещения, внутреннему заказчику нужно «продать» проект, демонстрируя ему явные выгоды от него. Осознание, что это неизбежно, также помогает продвинуться вперёд.
  2. Идеальных решений нет. Точной копии точно не будет. Стоит принять как факт, что искать точную копию ПО, к которому вы привыкли, не стоит. Те решения, которые есть на рынке, ещё молоды и сделаны по-другому. Это касается не только сложных банковских программ, но и обычных мессенджеров. Например, создать замену микрософтовскому Teams с точки зрения удобства и надежности пока никому не удалось. С почтовым агентом та же история. Чрезвычайно сложно найти замещение Microsoft и Lotus Notus. Для целого ряда ПО на рынке есть варианты, которые могут быть использованы для импортозамещения. Например, замещение полностью реализованного на импортных решениях интеграционного слоя на решения на основе open source выполнили достаточно многие. Инструменты CICD, Jira, Confluence, как выяснилось, есть чем заменить. Достаточно просто взглянуть на Реестр Минцифры, чтобы понять – выбор есть.
  3. Несколько решений вместо одного. Найти полную замену СУБД Oracle? Такого сейчас нет. Поэтому для решения каждой сложной задачи по импортозамещению нужно использовать набор ПО, который поможет вам не заменить одно решение, а закрыть бизнес-задачу. Придется собирать какое-то количество решений на российском рынке, интегрировать их между собой, связывать в одно целое. Получится вариант, который реализует бизнесовую задачу иначе, чем в старом ПО. И тут снова нужна поддержка от бизнеса, который скажет, что принимает новации. Речь не о функциональных ограничениях, а о другой бизнес-логике.
    Например, при замене пакета Office 365 от Microsoft часто приходится внедрять полтора десятка разных решений от разных российских производителей: почта, ВКС, мессенджер, совместная работа, корпоративный портал, текстовый и табличный редакторы, презентации, заметки (про MC AZURE я даже не вспоминаю). Каждый сам вправе заполнить названиями российских компаний эти типы ПО. Но ни у кого нет всего и сразу. Что-то будет даже лучше, чем у оригинала. Немного интеграции (хотя, конечно, достаточно много) – и в итоге потребность пользователя закроется.
  4. Нет универсальных решений, которые одинаково подходят всем. Предложение одного решения (тем более не отраслевого) для всех вызывает большую настороженность. Часто попытка выбрать универсальное решение приводит к существенной переделке «коробочного» решения. В итоге это и не заказная разработка, и не «коробка». Если же решать конкретную задачу пользователя, то всегда можно найти вариант, требующий меньших хлопот, чем адаптация универсального решения. Причем где-то часть этого решения вполне можно заменить своей разработкой, где-то будут одновременно вендорские и собственные решения. Примером такого подхода может быть отказ от внедрения «универсального» CRM или кредитного конвейера в случае существенного расхождения требований и возможностей и переход на low code платформу или вообще полная заказная разработка. Для того чтобы российские решения стали лучше, нужно инвестировать время и ресурсы. Популярным западным решениям, по которым скучает российский рынок, – SAP или Oracle – уже несколько десятков лет. В них вкладывали миллиарды долларов и большое количество человеко-дней разработки. Через некоторое время наши решения станут такими же.
  5. Уверенное импортозамещение. Российские решения, которые очень неплохо работают, традиционно принадлежат области информбезопасности. Эта отрасль за три года сильно прогрессировала, существенные внедрения были именно в этом направлении. То же исследование CNews говорит следующее: 41% респондентов уверены, что объем инвестиций в ИБ-решения вырастет на 15–30%, 25% прогнозируют рост до 15%. Почти 20% респондентов считают, что вложения компаний в киберзащиту в 2025-м году увеличатся в диапазоне от 30% до 60%. Еще 7% уверены, что рост может быть кратным – 120–200%.
    1С – вполне приличная система для мелких и средних компаний, которая на банк плохо натягивается в качестве замены. Но подавляющее большинство российских предприятий на нем живет и хорошо себя чувствует. Российский Postgres в качестве СУБД очень неплох на определенном круге локальных небольших задач. Хотя использовать его в задачах класса АБС для крупных банков пока нельзя, и приходится искать обходные решения. Офисные пакеты, призванные заменить Microsoft, развиваются медленнее, хотя прогресс очевиден. Появилось много грамотных локальных разработок для крупных организаций на замену Siebel, CAC, Experian, Flex cube. Заметно развиваются направления в части автоматизации тестирования, искусственного интеллекта, больших данных, в общем AI&ML.
  6. Собственная разработка. Весь интеграционный слой в банках – это собственная разработка, и эти вещи здорово развиваются. Таких проектов по замене интеграции на рынке уже очень много. Банки ухитряются заменять CRM, хранилища данных своими собственными решениями, и это уже также не единичные проекты. Самое главное – мы научились сами делать компании, которые умеют разрабатывать промышленное (не «напиленное на коленке») программное обеспечение. Мы практически все приложения бодро заменили или заменяем на свою собственную разработку, что общем-то дорогого стоит.
157

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.