Перевод оценки рыночных рисков банковской книги на целевую платформу ALM

Заказчик:
ПАО Банк ВТБ
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
Собственная разработка Банка и "ГК Иннотех"
Год завершения проекта
2023
Сроки выполнения проекта
Июнь, 2022 - Март, 2023
Масштаб проекта
48686 человеко-часов
Цели


  • Отказ от расчетов в системе Kamakura Risk Manager (KRM);
  • Использование ALM.Витрины (витрина данных системы управления активами и пассивами Банка) на ArenaData Hadoop как целевого источника для расчета рыночных рисков банковской книги;
  • Перевод оценки рыночных рисков банковской книги на целевое решение - ALM.Калькулятор.

Результаты

Ключевые результаты:

  • Доработан ALM.Калькулятор для запуска расчета сценарного СashFlow по продуктам банковской книги;
  • Реализован фронтальный сервис для управления цепочками расчетов, обогащением данных и аналитическими корректировками на платформе ALM;
  • Переведены расчеты на данные ALM.Витрин.

Уникальность проекта

Создана аналитическая система для расчета балансовых рисков с максимально широким для российского рынка охватом банковских продуктов.

В кратчайшие сроки замещено импортное решение Kamakura Risk Manager (KRM), имеющее историю развития более двадцати лет.
Проект решает задачи импортозамещения
Да
Использованное ПО

ArenaData Hadoop, postgreSQL, кластер Kubernetes (бэкенд на Java, фронтэнд - ReactJS, оркестрация - Camunda)

интеграция - Artemis

Сложность реализации

Проектная команда должна была удовлетворить высоким требованиям заказчика (обеспечения непрерывности бизнес-процессов, сходимости результирующих метрик старого и нового решения, расхождения не более 5%) при жёстко зафиксированных сроках, обусловленных окончанием лицензии Kamakura Risk Manager (KRM) и невозможностью её продления из-за санкций.

При этом было необходимо учесть общебанковскую миграцию аналитического хранилища (переход на решение ArenaData Hadoop). ALM-Калькулятор стал первым решением, реализованным на целевом аналитическом озере данных Банка.

Описание проекта

Проект открывался с целью создания импортонезависимой аналитической системы, предназначенной для осуществления расчётов метрик балансовых рисков Банка: процентного риска и риска ликвидности.

Ключевой функциональностью при оценке балансовых рисков является построение сценарного денежного потока как по основному долгу, так и по процентам с учётом особенностей каждого конкретного договора (тип амортизации, тип процентной ставки и прочее).

До открытия проекта данную функцию выполняла вендорская система Kamakura Risk Manager (KRM), лицензия которой истекала в феврале 2023 года. Из-за санкционных ограничений продление лицензии Банком было невозможно.

В кратчайшие сроки был разработан функционал для замещения выбывающих функций, а также интерфейс, позволяющий управлять первичными расчетными данными и параметризировать расчёт денежного потока, как ключевой функциональности в рамках расчёта метрик балансовых рисков.
География проекта
Головная организация ВТБ.
Коментарии: 78

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Алексей Веселов
    Рейтинг: 7
    ПАО Промсвязьбанк
    Руководитель по ключевым клиентам и направлениям бизнеса
    06.01.2024 21:40

    Коллеги, подскажите, масштабируется ли предложенное решение на других заказчиков

    • Денис Польской Алексей
      Рейтинг: 326
      Банк ВТБ
      Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
      08.01.2024 21:40

      Алексей, добрый день!

      Спасибо за вопрос, - мы сейчас внутри дискутируем на эту тему. Проблема любой ALM-системы состоит в том, что очень значимая доля работ состоит в настройке интеграций и потоков данных, - этот процесс возможен только в ландшафте заказчика силами заказчика/интегратора.
      Тем не менее, мы проектируем систему так, чтобы данный процесс был возможен. Однако, реальный роллаут системы в рынок в значительной степени зависит от ёмкости рынка (спроса).
      В наших мечтах мы бы хотели видеть данный продукт будущим полноценным конкурентом аналогичным мировым продуктам в РФ и на дружественных рынках (от Prometeia, Wolters Kluwer, Finastra и, собственно, Kamakura), но мы понимаем сложности реализации такого сценария.

      • Виктор Долгов Денис
        Рейтинг: 109
        ПАО ВТБ
        Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
        09.01.2024 00:01

        Вопрос про масштабирование требует исследований рынка для оценки спроса и работы с конкретными контрагентами. То есть для ответа на этот вопрос необходимо провести исследование емкости рынка и прочих параметров, которые должны помочь оценить рентабельность.

  • Евгений Скуратовский
    Рейтинг: 20
    ООО Бертум
    руководитель
    08.01.2024 16:12

    Иван, добрый день! Подскажите, как работа с графами влияет на эффективность процесса по выявлению мошенников? Спасибо.

    • Денис Польской Евгений
      Рейтинг: 326
      Банк ВТБ
      Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
      08.01.2024 21:53

      Евгений, добрый вечер,

      Огромное спасибо за проявленный интерес, пусть, и судя по всему не к нашему проекту:) Увы, мы не используем графовую аналитику в текущем проекте, однако, банк ВТБ активно развивает это направление в рамках других исследований. В рамках стратегии мы видим большие перспективы в направлении работы по снижению доли внешних платежей через графовую аналитику, что позволит повысить доли стабильного фондирования и улучшить наши позиции на рынке.

  • Наталия Безносикова
    Рейтинг: 59
    ПАО РОСБАНК
    Руководитель направления внутреннего ценообразования
    08.01.2024 21:27

    Добрый день, Денис!
    Подскажите, пожалуйста, может ли ваша система генерировать денежные потоки по контрактам с учетом сценариев,
    например, изменения процентных ставок, курсов валют или других рыночных индикаторов.
    Если да, то каким образом пользователь может настраивать, параметризовать, данные сценарии?

    • Виктор Долгов Наталия
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 21:48

      Здравствуйте! Да, это возможно, если мы говорим о расчете денежного потока для целей оценки процентного риска, то параметризация осуществляется через интерфейс,
      при этом необходимо обеспечить наличие соответствующих форвардных кривых на уровне данных, используемых для расчета.

      • Денис Польской Виктор
        Рейтинг: 326
        Банк ВТБ
        Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
        08.01.2024 21:52

        Виктор, спасибо за ответ, я бы ещё добавил, что в условиях российского рынка с низколиквидными рыночными инструментами очень важно тщательно проработать алгоритм фидинга кривых, на основании которых будет формироваться форвардная кривая. Перекосы в рыночных данных могут значительно искажать результаты расчётов, требуя время от времени ручных корректировок и экспертных мнений.

        • Тимур Тарханов Денис
          Рейтинг: 55
          ПАО ВТБ
          руководитель службы развития систем рисков, департамент технологического развития общебанковских систем
          08.01.2024 22:54

          Добрый день, это замечательный и очень важный функционал в расчете денежного потока, поскольку позволяет учитывать текущее состояние рынка и его ожидания. Без надлежащих форвардных кривых оценка рыночного риска может быть неточной или неполной.

      • Наталия Безносикова Виктор
        Рейтинг: 59
        ПАО РОСБАНК
        Руководитель направления внутреннего ценообразования
        08.01.2024 23:30

        Слушайте, вы говорите, что система рассчитывает различные сценарии, зависящие от входных параметров. Полагаю, что как минимум сценарии изменения процентных ставок. Как вы при этом решали вопрос многосценарности?

        Предположим, сценарии рассчитываются последовательно. Уверена, что это занимает много времени с учётом большого объёма данных. Или удалось реализовать параллельные вычисления?

        • Виктор Долгов Наталия
          Рейтинг: 109
          ПАО ВТБ
          Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
          08.01.2024 23:31

          Система позволяет запускать одновременно несколько сценариев расчёта (вы верно подметили, что изменение процентных ставок, важнейший параметр, для оценки процентных рисков банковского портфеля) при этом для оптимизации скорости расчётов мы производили специальное тестирование с целью выбора оптимального распределения ресурсов на каждый запуск и определяли оптимально число одновременных запусков.

  • Сергей Ратушный
    Рейтинг: 77
    АО Юникредит банк
    Директор департамента финансирования банковских операций
    08.01.2024 21:31

    Коллеги, подскажите, пожалуйста, какова производительность ALM-калькулятора? Возможно ли оценить среднее время расчёта денежного потока, скажем, на портфеле из ста тысяч сделок?
    Понимаю, что всё зависит от применяемых параметров, но давайте предположим, что это портфель среднестатистического классического банка.

    • Денис Польской Сергей
      Рейтинг: 326
      Банк ВТБ
      Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
      08.01.2024 21:49

      Здраствуйте, вы правы, многое зависит от типа сделок и применяемых моделей, но хотел подчеркнуть, что особенно сильно влияет на производительность те мощности - "железо" на которых осуществляется расчет.
      И уже от этих двух параметров зависит итоговая скорость.
      Сейчас по понятным причинам это острый вопрос и с точки зрения закупки, и с точки зрения цены, однако, необходимость импортозамещения вынуждает нас решать эти вопросы.

      • Сергей Ратушный Денис
        Рейтинг: 77
        АО Юникредит банк
        Директор департамента финансирования банковских операций
        08.01.2024 22:35

        А как вы думаете, какое количество банков в России в принципе может претендовать на наличие у себя подобной системы? Учитывая стоимость разработки, сложность в настройке, инфраструктурные затраты, сложность с закупками, наверняка, небольшим игрокам это не будет интересно.

        • Денис Польской Сергей
          Рейтинг: 326
          Банк ВТБ
          Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
          08.01.2024 22:39

          Это очень хороший вопрос, каким банкам в принципе нужна ALM-система. По моему опыту небольшие банки прекрасно справляются при помощи, пусть и сложных, Excel-решений, - это намного дешевле и проще до тех пор пока количество сделок и продуктов не начинает превышать контролируемые уровни.

          Как мне кажется, если мы говорим про риск-расчёты - это актуально для топ-20 банков, максимум топ-30.

          Если же говорить про динамический баланс, то, как мне кажется, интересно это очень немногим кредитным организациям, у которых поистине эластичный к небольшим изменениям в ценообразовании баланс. Положа руку на сердце - это первые несколько системно-значимых банков, пересчитать которые можно по пальцам одной руки.

          • Виктор Долгов Денис
            Рейтинг: 109
            ПАО ВТБ
            Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
            08.01.2024 23:27

            Спасибо за вопрос! Из-за отсутствия готового коробочного решения на российском рынке более менее крупным банкам из топа так или иначе придется разрабатывать какие-то свои решения, так как коробочные вендорские зарубежные решения не имеют поддержки.

      • Тимур Тарханов Денис
        Рейтинг: 55
        ПАО ВТБ
        руководитель службы развития систем рисков, департамент технологического развития общебанковских систем
        08.01.2024 22:51

        Добрый день, думаю, многим было бы также очень интересно взглянуть на сравнение производительности реализованной системы с другими существующими решениями, и в особенности на использованные технические решения, тем более что речь идёт об импортозамещении, если конечно это возможно без раскрытия ноу-хау.

  • Денис Польской
    Рейтинг: 326
    Банк ВТБ
    Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
    08.01.2024 21:49

    Здраствуйте, вы правы, многое зависит от типа сделок и применяемых моделей, но хотел подчеркнуть, что особенно сильно влияет на производительность те мощности - "железо" на которых осуществляется расчет.
    И уже от этих двух параметров зависит итоговая скорость.
    Сейчас по понятным причинам это острый вопрос и с точки зрения закупки, и с точки зрения цены, однако, необходимость импортозамещения вынуждает нас решать эти вопросы.

  • Алексей Веселов
    Рейтинг: 7
    ПАО Промсвязьбанк
    Руководитель по ключевым клиентам и направлениям бизнеса
    08.01.2024 21:50

    Денис, более подробно прочитал описание проекта и меня заинтересовала фраза "типы аммортизации"…
    Подскажите, что имеется ввиду? Правильно ли я понимаю, что это правила погашения основного долга и процентов по заключенным договорам (кредитам, депозитам и другим типам банковских продуктов), могли бы Вы перечислить какие типы погашений удалось реализовать в АЛМ-калькуляторе?

    • Денис Польской Алексей
      Рейтинг: 326
      Банк ВТБ
      Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
      08.01.2024 22:05

      Алексей, добрый вечер!

      Да, вы верно поняли, речь идет о реализации различных "веток" генератора денежных потоков, которые зависит от конкретного признака договора.

      Например, аннуитет, диффиренцированный платеж, договора с графиком погашения, договора с погашением основного долга в конце срока. Также предусмотрен расчет процентных платежей в зависимости от конкретных атрибутов сделки: дата выплаты, периодичность выплат, тип и размер процентных ставок. Все это позволяет точно рассчитывать все контрактные денежные потоки Банка.

      • Виктор Долгов Денис
        Рейтинг: 109
        ПАО ВТБ
        Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
        08.01.2024 23:56

        Дополню Дениса, по мимо перечисленных типов амортизации добавлю, что калькулятор умеет генерировать денежные потоки по производным финансовым инструментам (процентные и валютные свопы, валютные форварды). Данные инструменты имеют отличительное особенности, например, процентный своп, не формирует поток по телу, но генерирует проценты.

  • Наталия Безносикова
    Рейтинг: 59
    ПАО РОСБАНК
    Руководитель направления внутреннего ценообразования
    08.01.2024 21:59

    Также хотелось спросить, какие типы сделок может обсчитывать калькулятор? Используются ли графики платежей по ипотечным кредитам?
    или система может генерировать их самостоятельно по параметрам, Если да, то возможно ли применение моделей досрочного погашения для ипотек?
    Если да, то есть ли модель, которую рекомендует Банк России?

    • Денис Польской Наталия
      Рейтинг: 326
      Банк ВТБ
      Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
      08.01.2024 22:06

      Приветствую!

      Алм-калькулятор генерирует денежные потоки по аннуитетам по параметрам сделки. Модели досрочного погашения применяются, так как без них расчёт денежных потоков будет с совсем низкой точностью. Также, учитывая необходимость репортинга в ЦБ в рамках периода мониторинга по 8-МР, мы уже после проекта реализовали и эту возможность.

      • Тимур Тарханов Денис
        Рейтинг: 55
        ПАО ВТБ
        руководитель службы развития систем рисков, департамент технологического развития общебанковских систем
        08.01.2024 23:00

        Добрый день, дополню ответа Дениса. Наличие такого функционала в системе управления активами и пассивами весьма ожидаемо, и потому радует. Немаловажными вопросами также являются насколько трудоёмка разработка и внедрение новых моделей, каков процесс, требуется ли активное вовлечение разработчиков.

  • Сергей Ратушный
    Рейтинг: 77
    АО Юникредит банк
    Директор департамента финансирования банковских операций
    08.01.2024 22:09

    Простите ещё за нескромный вопрос, а в чем уникальность проекта? Я так понимаю, что банки уже много лет выполняют подобные расчеты для подготовки обязательной отчетности... В рамках формы 127, например

    Я точно знаю, что подобные калькуляторы стоят во многих крупных банках страны, но они практически недоступны (или не востребованы) со стороны небольших кредитных организаций.
    Вы просто повторяете уже созданное или это что-то концептуально новое?

    • Виктор Долгов Сергей
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 22:13

      Здравствуйте! Вы отчасти, конечно, правы, данная функция поддерживается во множестве банков и да, у нас есть, вернее даже сказать было много иностранных конкурентов,
      но на текущий момент многие иностранные вендоры ушли с рынка и нашей задачей было заполнение данной ниши и создание мощного аналитического инструмента для оценки балансовых рисков банка, с чем мы успешно справились.
      Вы правы и в том, что генерация денежного потока необходима для построения данных форм, но помимо них есть огромный пласт аналитической работы в области оценки рисков и деятельности казначейства для которой необходимо использование АЛМ-калькулятора.

      • Денис Польской Виктор
        Рейтинг: 326
        Банк ВТБ
        Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
        08.01.2024 22:26

        Самая креативная и богатая область по развитию ALM-калькулятора, тем не менее, относится к внутренним моделям. Как ни крути, регулирование может быть лишь довольно упрощённым, чтобы небольшие банки также могли "малой кровью" собирать эти формы. Конечно, конкурентные решения обладали очень широкой функциональностью, наработанной за много лет, однако, не вся она сильно востребована на локальных рынках. Зато есть довольно специфические для российского рынка продукты, обсчёт которых для нас является приоритетной функциональностью, хотя не факт, что поддерживался зарубежными вендорами. Мы хотели бы видеть своё решение как максимально адаптированное к российскому рынку и покрывающее наиболее востребованный общий функционал, поэтому продолжаем постоянно работать над новыми фичами.

        • Тимур Тарханов Денис
          Рейтинг: 55
          ПАО ВТБ
          руководитель службы развития систем рисков, департамент технологического развития общебанковских систем
          08.01.2024 23:50

          Хочу непременно дополнить, проект перевода оценки рыночных рисков банковской книги на импортозамещённую платформу является однозначно масштабным, амбициозным, смелым. Особенно удивительны сроки реализиции. Желаю больших успехов команде в дальнейшем развитии продукта и его масштабировании.

  • Наталия Безносикова
    Рейтинг: 59
    ПАО РОСБАНК
    Руководитель направления внутреннего ценообразования
    08.01.2024 22:11

    Все мы понимаем, что такие расчёты очень сильно зависят от качества данных, а в вашем случае объём этих данных должен быть огромным, следовательно и ошибок может быть огромное количество… как вы с этим работаете?

    Предусмотрены ли в системе блоки проверок данных или все активности по проверкам входящей информации остаются на совести пользователя?

    • Виктор Долгов Наталия
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 22:14

      Здравствуйте! Прекрасный вопрос! Проблема качества данных, это очень важный вопрос и мы уделяли ему много времени. Разработаны проверки разных типов, как технические так и бизнес-проверки, более того мы предусмотрели специальный модуль по работе с данными , который позволяет на основании проведённых встроенных проверок применять соответствующие корректировки.

      • Денис Польской Виктор
        Рейтинг: 326
        Банк ВТБ
        Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
        08.01.2024 22:20

        Я бы дополнил ещё, что проверка качества данных - это не совсем проектная тема. Эта активность по сути является частью run-процессов, так что мы свой сет проверок, который уже был наработан в рамках фидинга данных в импортозамещаемую систему, мигрировали в новое решение. Параллельно провели некоторую оптимизацию и обогащение, но, опять же, учитывая сжатость сроков, по большому счёту, переносили как есть.

        • Сергей Ратушный Денис
          Рейтинг: 77
          АО Юникредит банк
          Директор департамента финансирования банковских операций
          08.01.2024 23:05

          А люди, которые занимаются качеством данных находятся в подразделениях рисков и казначейства или в ИТ? Как вы считаете, может ли выстраивать проверки качества данных в принципе кто-то, кто сам в дальнейшей обработке этих данных не участвует? Ведь у него может быть недостаточно понимания, какие ошибки критичны, а какие нет. И что вообще считать ошибкой.

        • Тимур Тарханов Денис
          Рейтинг: 55
          ПАО ВТБ
          руководитель службы развития систем рисков, департамент технологического развития общебанковских систем
          08.01.2024 23:05

          Вообще, качество данных в информационных системах, особенно в системах управления финансами и рисками, играет очень важную роль. Из основных аспектов, по моему опыту, наиболее проблемными в крупных организациях являются вопросы полноты и согласованности данных. Сложность их решения зачастую связана с тем, что лежит за рамками конкретной прикладной системы.

  • Сергей Ратушный
    Рейтинг: 77
    АО Юникредит банк
    Директор департамента финансирования банковских операций
    08.01.2024 22:16

    Вижу много вопросов, связанных именно с бизнес-составляющей, но хотелось бы также понять, с чем связан выбран текущего технологического стека?

    Планируете ли вы совершенствовать систему: дорабатывать существующий код и внедрять новые модули?
    С учетом постоянно меняющегося IT-ландшафта, считаю данный вопрос важным.

    • Денис Польской Сергей
      Рейтинг: 326
      Банк ВТБ
      Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
      08.01.2024 22:29

      Выбор технологического стека связан с функциональными и нефункциональными требованиями а также требованиям IT-архитектуры Банка, которые безусловно базируются на принципах технологического суверенитета.

      Конечно, мы планируем расширять возможности системы в части оптимизации существующего кода и в части внедрения новых возможностей, но это уже вопрос будущих проектов.

      • Наталия Безносикова Денис
        Рейтинг: 59
        ПАО РОСБАНК
        Руководитель направления внутреннего ценообразования
        08.01.2024 22:32

        А что Вы думаете о проблеме дальнейшей поддержки системы и проблеме наличия специалистов в данном направлении?

        Сейчас на рынке только растёт нехватка ИТ-специалистов на фоне демографической ситуации и роста спроса. Тем более тех, кто специализируется на импортонезависимом стеке. Нет ли риска столкнуться с неадекватно высокой стоимостью продукта засчёт инфляции кадровых расходов?

        • Сергей Федечкин Наталия
          Рейтинг: 459
          ВТБ, ПАО
          Директор по управлению проектами
          08.01.2024 22:45

          Наталия, согласен с Вами есть такой риск, но наш HR достаточно хорошо выстроил процедуры подбора персонала, а также есть программа стажировки молодого персонала. С учетом того, что мы используем новые перспективные технологии есть все шансы избежать или как минимум минимизировать такой риск.

          • Сергей Ратушный Сергей
            Рейтинг: 77
            АО Юникредит банк
            Директор департамента финансирования банковских операций
            08.01.2024 23:02

            Скажите, пожалуйста, а есть ли в ВТБ какие-то образовательные инициативы? Стажёрские программы - это уже всё-таки процесс хантинга молодых специалистов. С учётом жёсткой нехватки таковых, наверное, логично крупной организации в том числе участвовать и в их подготовке. Сразу давая им полезный набор компетенций на будущее + настраивая их на возможности карьеры у вас же.

            • Денис Польской Сергей
              Рейтинг: 326
              Банк ВТБ
              Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
              08.01.2024 23:11

              Мы действительно сейчас много вкладываемся в образование. Есть и проекты по направленности рисков (Школа управления рисками), и по общебанковскому направлению (например, базовая кафедра в Финансовом университете), и специализированные ИТ-программы, в том числе, на базе собственного образовательного ресурса от холдинга Т1.

              Мы чётко понимаем, что только в наших руках вопрос будущего наполнения рынка кадровыми ресурсами, а учитывая наши потребности приходится брать ситуацию в свои руки максимально плотно.

              • Наталия Безносикова Денис
                Рейтинг: 59
                ПАО РОСБАНК
                Руководитель направления внутреннего ценообразования
                08.01.2024 23:54

                А задействуете ли вы регионы России в своих программах подготовки специалистов и набора стажёров? Это должно быть выгодно с точки зрения расходов, так как сохраняется зарплатный гэп без потери качества, так как всё равно распространена удалённая работа, особенно, среди сотрудников ИТ-направления?

                • Денис Польской Наталия
                  Рейтинг: 326
                  Банк ВТБ
                  Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
                  08.01.2024 23:58

                  Ковид, конечно, был серьёзным вызовом, но удалённые и разрозненные команды - это, скорее, бенефит из сложившейся ситуации. Мы безусловно формируем мультирегиональные команды, более того, не только в ИТ-командах, но и в рисках тоже. Это действительно позволяет увеличить воронку. Кроме того, многие ребята из регионов действительно очень мотивированы и уже занимают руководящие места в наших командах, хотя процесс начался только три года назад...

            • Виктор Долгов Сергей
              Рейтинг: 109
              ПАО ВТБ
              Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
              08.01.2024 23:16

              Также стоит отметить, что школа управления рисками уже дала свои плоды. Оттуда приходят очень хорошие, подготовленные и перспективные кадры, которые помогают нам добиваться успеха и выполнять поставленные задачи.

      • Сергей Федечкин Денис
        Рейтинг: 459
        ВТБ, ПАО
        Директор по управлению проектами
        08.01.2024 22:42

        Денис - прав.
        Одним из критериев выбора решения была необходимость полноценной технической поддержки от поставщика решения. Масштаб создаваемого кластера превышает среднестатистические размеры, что ожидаемо порождает не типовые проблемы, а уровень критичности задач для банка требует оперативного и качественного их решения.

      • Тимур Тарханов Денис
        Рейтинг: 55
        ПАО ВТБ
        руководитель службы развития систем рисков, департамент технологического развития общебанковских систем
        08.01.2024 23:51

        Добрый вечер, как мне кажется, использованный технологический стек вполне адекватен масштабности поставленной задачи с точки зрения обеспечения надёжности, производительности и модульности, а с другой стороны достаточно популярен в среде разработчиков.

  • Наталия Безносикова
    Рейтинг: 59
    ПАО РОСБАНК
    Руководитель направления внутреннего ценообразования
    08.01.2024 22:44

    Увидела вопрос про корректировки и я немного задумалась: а как вы решили вопрос изменения/корректировок данных используемых для расчёта?
    Вопрос про использование update при работе с данными для расчёта.

    • Виктор Долгов Наталия
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 22:46

      Приветствую! Да, эта функция была необходима нам и мы придумали следующее: все корректировки качества данных исполняются в виде запросов и создают новый срез данных над существующим , таким образом, решается данная проблема, более того, мы всегда можем отследите какие изменения были внесены.

      • Сергей Ратушный Виктор
        Рейтинг: 77
        АО Юникредит банк
        Директор департамента финансирования банковских операций
        08.01.2024 22:58

        У нас в банке в процессе обработки данных в аналогичной ALM-системе задействовано регулярно всего несколько пользователей, и они всегда могут договориться между собой, кто что делает прямо сейчас. Просто потому что сидят рядом и коммуницируют онлайн.

        Судя по дискуссии, в разработанной системе может работать и значительно больше пользователей. Можете, пожалуйста, рассказать, а сколько народу может одновременно работать в системе, скольким людям выдан доступ?

        • Виктор Долгов Сергей
          Рейтинг: 109
          ПАО ВТБ
          Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
          08.01.2024 23:03

          Зависит от задач, которые планируется выполнить. Если необходимо сделать какие-нибудь корректировки, то ее параллельно может сделать и десять человек. Если же нужно осуществить расчет, то здесь все дело в ресурсах. Несколько расчетов можно запустить параллельно, но это будет влиять на скорость выполнения этих расчетов.

      • Тимур Тарханов Виктор
        Рейтинг: 55
        ПАО ВТБ
        руководитель службы развития систем рисков, департамент технологического развития общебанковских систем
        08.01.2024 23:52

        Считаю, вполне здравое и продуманное решение, в духе консервативного подхода к обработке данных, что обеспечит на большом объёме данных их целостность и непрерывность во времени. Конечно же, при этом возникает вопрос избыточности хранимой информации, но это вполне решаемо за счёт наращивания ёмкостей дисковой системы и возможных последующих оптимизационных мероприятий.

    • Денис Польской Наталия
      Рейтинг: 326
      Банк ВТБ
      Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
      08.01.2024 23:59

      Мы действительно сталкивались с этой проблемой. Изменять исходные таблицы запрещено, по этому нужно было придумать изящный способ по изменению, удалению и созданию таблиц по необходимости. В качестве решения было реализовано создание дополнительного среза, где сохранялись измененные таблицы, без изменения данных в исходных таблицах. Таким образом исходная информация не была утеряна и корректировки были реализованы.

  • Сергей Ратушный
    Рейтинг: 77
    АО Юникредит банк
    Директор департамента финансирования банковских операций
    08.01.2024 22:46

    Очень интересно почитать описание используемого програмного обеспечения. Написано, что используется и ArenaData Hadoop и PosgreSQL и еще ряд инструментов...
    Можно получить (в рамках возможного, конечно) немного больше инфомации об архитетуре разработанной системы?

    P.S. По части фронта и бэка понятно...

    • Виктор Долгов Сергей
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 23:11

      Спасибо, за вопрос! Архитектура действительно важный вопрос. Попробую ответить: Основной расчетный движек "крутится" в ArenaData Hadoop, при этом параметризация и запуск расчетов осуществляется через интерфейс, рядосм с которым находится база Posgree, которая хранит в себе необходимую информацию для интерфейса. При этом интерграция интерфейсной части и расчетного движка осуществляется с использованием Artemis

  • Сергей Ратушный
    Рейтинг: 77
    АО Юникредит банк
    Директор департамента финансирования банковских операций
    08.01.2024 22:51

    Ещё один момент остался не совсем ясен. Позволит ли построенная система считать величину процентного риска банковской книги согласно требованиям регулятора?

    Нет ли ухудшения функционала при переходе на новую систему?

    • Виктор Долгов Сергей
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 22:59

      Спасибо за вопрос! Новая система, безусловно, позволит считать величину процентного риска банковской книги в полном соответствии требованиям регулятора. Сжатия функционала по расчетам процентного риска банковской книги при переходе не произошло.

  • Наталия Безносикова
    Рейтинг: 59
    ПАО РОСБАНК
    Руководитель направления внутреннего ценообразования
    08.01.2024 22:53

    Ещё один более общий вопрос про функционал разработанной системы. Не имеет ли разработанная система урезанный функционал по сравнению с тем, что было в представленных на рынке вендорских продуктах?

    Позволяет ли, например, система строить денежные потоки с учетом клиентского поведения в предполагаемых рыночных сценариях?

    • Виктор Долгов Наталия
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 22:59

      Разработанная система не имеет урезанного функционала и позволяет строить денежные потоки с учетом клиентского поведения, например, учитывает досрочное погашение ипотечных займов.

      • Наталия Безносикова Виктор
        Рейтинг: 59
        ПАО РОСБАНК
        Руководитель направления внутреннего ценообразования
        08.01.2024 23:12

        По досрочным погашениям кредитов физических лиц поняла, но скажите, возможно ли, моделирование досрочных погашений кредитов со стороны юридических лиц?
        Насколько мне известно (и обсуждается на многих профессиональных конференциях Казначейства и Рисков), такие модели очень сложны во внедрении.

        • Денис Польской Наталия
          Рейтинг: 326
          Банк ВТБ
          Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
          08.01.2024 23:16

          Наталия, досрочные погашения кредитов ЮЛ - это очень сложная действительно задача, и мы очень надеемся, что нам удастся её решить.
          Система, по сути, готова к тому, чтобы такую модель обсчитать, однако, здесь вопрос упирается именно в наличие данных.
          Невозможно предсказать досрочные погашения по крупным кредитам, не зная точно финансовую мотивацию клиента, которая зависит от таких параметров как комиссия за досрочное погашение, наличие мораториев на таковое, а также уже уплаченные комиссии за организацию.

          Мы сейчас начинаем собирать информацию для формирования подобной модели, однако, сбор может занять довольно много времени, учитывая, что репрезентативная статистика требуется на разных этапах цикла, периодичность которого исчисляется скорее в годах. Мы очень надеемся подобное решение реализовать для более точной оценки своих денежных потоков.

          • Сергей Ратушный Денис
            Рейтинг: 77
            АО Юникредит банк
            Директор департамента финансирования банковских операций
            08.01.2024 23:19

            А как обстоят дела с моделью пополнения по вкладам физических лиц? В 2015 году банки довольно серьёзно настрадались, успев привлечь таких депозитов по высокой ставке, которые затем клиенты пополняли, хотя на рынке ставки упали уже на несколько фигур...

            • Денис Польской Сергей
              Рейтинг: 326
              Банк ВТБ
              Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
              08.01.2024 23:21

              Модель пополнения вкладов ФЛ безусловно в нашем бэклоге, однако, её приоритет не очень высок. Всё-таки, у нас основной негативный сценарий - рост ставок в рублях. Таким образом, в ключевом для нас варианте развития событий ни о каких пополнениях не будет и речи. Для полноты картины такая модель, конечно, пригодится, но приоритет у неё не первоочередной.

  • Сергей Ратушный
    Рейтинг: 77
    АО Юникредит банк
    Директор департамента финансирования банковских операций
    08.01.2024 22:54

    Коллеги, при разработке, на мой взгляд, важно учитывать специфику инструментов для конкретных рынков. Расскажите пожалуйста, поподробнее, учитываются ли при построении денежных потоков в вашей разработанной системе специфические российские продукты (и какие), и если нет, планируется ли их добавить позднее?

    • Виктор Долгов Сергей
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 22:59

      Учет специфических для российского рынка продуктов при расчете денежных потоков очень важен и в нашей системе этому уделялось отдельное внимание. В частности, мы реализовали субсидированную ипотеку. Развитие и дальнейшее дополнение новых продуктов, конечно, будет происходить. Это непрерывный процесс.

      • Наталия Безносикова Виктор
        Рейтинг: 59
        ПАО РОСБАНК
        Руководитель направления внутреннего ценообразования
        08.01.2024 23:24

        Вы говорите про ипотеку с госсубсидией? Скажите, пожалуйста, а удалось ли вам реализовать также методику расчёта денежных потоков по ипотеке с субсидией от застройщика? Насколько я понимаю, этот продукт довольно популярен, хотя ЦБ и значительно сократил возможности по его выдачам для банков регуляторно. Тем не менее, есть большой пласт уже выданных кредитов по этой программе + продолжают выдаваться и новые.

        • Денис Польской Наталия
          Рейтинг: 326
          Банк ВТБ
          Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
          08.01.2024 23:27

          Когда мы анализировали этот продукт, мы пришли к выводу, что системно он не требует отдельной автоматизации - внешне он выглядит просто как кредит с бОльшими номинальными платежами и более низкими процентными.

          Наш фокус был на создании корректных моделей досрочных погашений для таких кредитов - у клиентов крайне низкая финансовая мотивация по досрочному погашению - гораздо выгоднее хранить деньги на депозитах и платить чётко по графику, так как процент по кредиту минимален.
          Несмотря на это многие люди очень активно погашают и такие кредиты - это скорее психологический фактор - хочется как можно быстрее избавиться от долгов и полностью перевести квартиру в своё распоряжение.

          Таким образом, вопрос выпал из скоупа проекта и ушёл в методологическую команду, которая должна выдавать параметры модели для настройки в нашей системе.

          • Сергей Ратушный Денис
            Рейтинг: 77
            АО Юникредит банк
            Директор департамента финансирования банковских операций
            08.01.2024 23:32

            Скажите, а как обстоят дела с кредитами юридическим лицам с государственной субсидией по различным программам для развития экономики? Полагаю, что многие из программ параметризуются очень похоже на физических лиц, однако, есть же довольно вычурные схемы, когда субсидия применяется не ко всему сроку кредита, либо зависит от какого-то нестандартного индикатора, например вместо ключевой ставки там 70% от неё (как в программе Минсельхоза).

            • Денис Польской Сергей
              Рейтинг: 326
              Банк ВТБ
              Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
              08.01.2024 23:37

              Государственные программы субсидий, конечно, отличный поставщик работы для всей нашей команды, так как в каждом министерстве свои правила.

              По большому счёту, если вы строите не процентный гэп (который требует некоторой, пусть и несложной, доработки для процессинга таких кредитов (по 70% от КС ЦБ)), а полный кэшфлоу, то для вас не проблема запараметризовать любой сложности формулу плавающей ставки, включая этот пример.

              Отдельно отмечу, что у этих кредитов есть дополнительная сложность - когда клиент платит 30% от ключевой + спред (такие кейсы не редкость), в кредите возникают встроенные кэп и флор, так как по правилам программы конечная клиентская ставка, несмотря на привязку к ключевой, должна находиться в определённом диапазоне.

              • Сергей Ратушный Денис
                Рейтинг: 77
                АО Юникредит банк
                Директор департамента финансирования банковских операций
                08.01.2024 23:41

                А вам удалось реализовать даже такие нюансы? Или пришлось сделать базовое предположение, что ключевая ставка должна очень сильно измениться, чтобы подобный кэп или флор вошёл в зону in-the-money?

                И, кстати, реализованы ли в системе обычные встроенные опционы в кредитные соглашения по плавающим ставкам? На российском рынке же довольно распространена практика, когда клиент готов к плаванию цены заёмных средств, но не выше какой-то критичной отметки, когда уже возникает серьёзная угроза и финансовому результату и вообще устойчивости бизнеса.

                • Денис Польской Сергей
                  Рейтинг: 326
                  Банк ВТБ
                  Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
                  08.01.2024 23:44

                  Функциональность встроенных кэпов и флоров, безусловно, важна, и мы такую реализовали. Однако, здесь также важен вопрос качества данных - эти кэпы и флоры должны фидиться в ваше хранилище и витрины, чтобы их можно было обсчитать. Классические кэпы в продуктовых системах часто есть в явном виде, а вот такие вот "встроенные" в программу госсубсидий не всегда - мы над этим работаем, однако, вы правы, - материальность таких опционов не очень велика в подавляющем большинстве случаев.

                  Тем не менее, для проектной команды не так критично, какой там вид кэпа - функциональность их обработки внедрена, - дальше задача поиска данных.

  • Александр Данилов
    Рейтинг: 20
    ООО Философия.ИТ
    Партнер
    08.01.2024 23:14

    Вижу много обсуждения касательно расчетной части, связанной с генерацией денежного потока, но не совсем понятно как именно осуществляется подготовка исходных данных ("Использование АЛМ.Витрин ... как целевого источника ...) для последующих расчетов.
    Вы собираете данные по отдельным портфелям или это единый массив данных по всем сделкам?

    • Виктор Долгов Александр
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 23:18

      Процесс подготовки данных - это достаточно сложный многоступенчатый алгоритм, включающий в себя сбор информации из хранилищ Банка, использование алгоритмов обогащения, использование НСИ - несистемных источников информации, "укладку" данных в соответствующую модель. Итогом такой работы является сбор, так называемой, сделочной структуры баланса Банка, где в едином формате собраны все требования и обязательства с отражением необходимых параметров сделки.

      • Денис Польской Виктор
        Рейтинг: 326
        Банк ВТБ
        Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
        08.01.2024 23:55

        Добавлю, что модель данных, разрабатывалась таким образом, чтобы обеспечить решение широкого спектра задач как для подразделения риск-менеджмента так и для других подразделений банка , решающих задачи, также требующие информацию о всех параметрах сделок. Нам также очень хотелось обеспечить определённый задел на будущее.

        • Виктор Долгов Денис
          Рейтинг: 109
          ПАО ВТБ
          Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
          08.01.2024 23:55

          Мы тщательно следим за передовыми практиками оценки балансовых рисков и стараемся закладывать уже сейчас в модель данных параметры, которые позволят нам решать будущее задачи.

  • Александр Данилов
    Рейтинг: 20
    ООО Философия.ИТ
    Партнер
    08.01.2024 23:14

    Пытаюсь осознать, как вы смогли так быстро заместить систему (Камакура Риск Менеджмер), которая десятилетиями была лидером на этом узком рынке, имею ввиду риск-менеджмент. Не трудно догадаться, много людей было задействовано в процессе реализации. Как был отрганизован процесс разработки? какие принципы управления командой вы использовали?

    • Виктор Долгов Александр
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 23:18

      Масштаб проекта составляет 48686 человеко-часов. С учетом особенностей системы и необходимостью разработки как расчетного механизма, так и интерфейса, было сформировано несколько функциональных команд отвечающие за интерфейс, расчетный механизм, данные. При этом внутри команд разработки присутствуют специалисты: бизнес-аналитики, формирующие постановки и осуществляющие последующее бизнес тестирование, системные аналитики, разработчики соответствующего тех.стэка и тестировщики. Также не стоит забывать о devops-инженерах и архитекторах.

    • Денис Польской Александр
      Рейтинг: 326
      Банк ВТБ
      Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
      08.01.2024 23:50

      Согласен, что Камакура риск менеджер или КРМ, был прекрасный продукт, но у него были как плюсы так и минусы, с учётом большого накопленного опыта работы с данной системой, мы постарались взять все самое хорошое и сделать более качественно то, чем мы были не довольны. Как отметил Виктор в наших командах есть бизнес-аналитики, которые быстро и качественно сформировали описание необходимых расчётов, системные аналитики сформировали необходимые постановки, что позвонило разработчикам писать хороший код.

  • Тимофей Федянин
    Рейтинг: 10
    ООО Философия.ИТ
    Технический директор
    08.01.2024 23:31

    Всем доброго вечера, коллеги! Уж простите за наверное очень простой и для вас, видимо, очень банальный вопрос, но хотелось бы понять, а что из себя представляет АЛМ витрины, АЛМ калькулятор? Также в комментариях фигурирует понятие генерация денежного потока. Буду благодарен за детальное пояснение.

    • Виктор Долгов Тимофей
      Рейтинг: 109
      ПАО ВТБ
      Управляющий директор службы анализа балансовых рисков
      08.01.2024 23:39

      ALM витрины простым языком, это набор таблиц со сделочной информацией и таблицы, в которых собирается информация для финального расчет метрик, после расчета денежных потоков. ALM калькулятор в свою очередь, это система, которая на вход получает сделочную информацию и затем рассчитывает на ее основе денежные потоки. Ее можно обогащать различными модельными предположениями.

    • Денис Польской Тимофей
      Рейтинг: 326
      Банк ВТБ
      Начальник управления рыночных рисков - вице-президент
      08.01.2024 23:39

      И вам добрый вечер! Если не углубляться в детали и термины, сама аббревиатура ALM - assets and liability managment, термин используемый для обозначения деятельности связанной с деятельностью банка по управлению своими требованиями/активами и обязательствами/пассивами. АЛМ-витрины - это группа таблиц, в которой хранятся информация о сделках, договорах с необходимыми параметрами для последующей аналитики. АЛМ-калькулятор - это алгоритм, который на вход получает информацию о сделках и умеет на основании параметров генерировать контрактные денежные потоки. Другими словами из одной строки с данными о сделке алгоритм формирует множество строк с информацией о погашении основного долга, процентных платежей. Данные расчеты можно формировать с учетом различных поведенческих моделей и с учетом изменения рыночных параметров. В последствии на основании полученной информации о денежном потоке осуществляется расчет риск-метрик балансовых рисков (процентный риск и риск ликвидности)

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.